Продуктовая сеть “Верный”, в которую инвестирует петербургский миллиардер, основатель “Пятерочки” Андрей Рогачев, за 4 года существования не смогла преодолеть точку безубыточности: в 2016 году убыток от продаж увеличился до 4,2 млрд рублей.
Выручка петербургского ООО “Союз Св. Иоанна Воина” (операционная компания ретейлера) в 2016 году выросла на 13%, до 34,5 млрд рублей. Убыток от продаж вырос почти на 8%, до 4,2 млрд рублей, а коммерческие расходы – на 13%, до 9,7 млрд рублей. При этом чистый убыток сократился на 13%, до 1,28 млрд рублей.
Поздний старт
Первые магазины “Верный” одновременно открылись в октябре 2012 года в Петербурге и Москве. У компании работает три распределительных центра в Московской области (в Центральном, Северо-Западном и Уральском регионах). По оценке “Инфолайн”, на 1 января 2017 года сеть насчитывала 435 объектов, в 2016 году было закрыто 20 магазинов. Выручка с 1 м2 в 2016 году по сравнению с 2015 годом не изменилась и составила примерно 184 тыс. рублей. При этом у основных конкурентов выручка заметно больше: у “Пятерочки” — 235 тыс. рублей с 1 м2, у “Магнита” — 230 тыс. рублей с 1 м2. Низкий показатель “Верного” на фоне конкурентов эксперты объясняют более поздним выходом сети на рынок, из-за чего точки расположены не в самых лучших локациях.
“В 2016 году инфляция была 7%, и поэтому если даже ничего не предпринимать для увеличения эффективности сети, то только за счет роста цен выручка с 1 м2 должна была вырасти”, — отмечает генеральный директор “Инфолайн” Иван Федяков. При этом эксперт отмечает, что у “Верного” показатель с выручки 1 м2 нормальный, чуть ниже среднего по лидерам, для работы достаточно, но для активного развития — большой вопрос.
“Верному” не удается показать и предложить ничего нового потребителям, во многом это все те же “Пятерочки”, и это печально, так как первые магазины были очень инновационные и перспективные”, — говорит Иван Федяков.
На продуктовом рынке самая высокая выручка с квадратного метра у “Азбуки вкуса” (670 тыс. рублей с 1 м2) за счет работы в премиальном сегменте и немецкой сети Globus (работает в Москве и Московской области, 620 тыс. рублей с 1 м2) благодаря кучности объектов. У “Верного” же, наоборот, объекты расположены в разных регионах. Например, в Тульской области всего девять точек, в Новгородской — семь магазинов, в Татарстане — 17. По мнению экспертов, такой разброс магазинов неудобен и с логической, и с управленческой точек зрения. Однако “Верный” не спешит закрывать объекты в отдаленных от головного офиса регионах, притом что в Московской области закрылось в прошлом году 15 точек, в Петербурге — семь, подсчитали в “Инфолайн”.
“Отчетность не отражает реальности”
В сети “Верный” в ответ на запрос “ДП” сообщили, что данная отчетность не отражает реальные финансовые результаты компании, так как это результат одного юридического лица, а не всей группы компаний, у которой “прибыль от операционной деятельности положительная, а не отрицательная”.
Однако называть корректные показатели в “Верном” не стали, сославшись на непубличность компании. Что касается небольшого числа торговых объектов в отдаленных регионах, в “Верном” сообщили, что рассматривают эти направления как дополнительные точки роста для развития сети. И уже в 2018 году количество магазинов в других административных образованиях (Великий Новгород, Татарстан, Ярославль, Тула и др.) значительно увеличится.
“Розничные магазины “Верный” работают в формате “жесткого дискаунтера”, при котором основные средства поступают с оборота и за счет существенных скидок поставщиков, нуждающихся в срочной реализации партии своей продукции, не нашедшей спроса на рынке. Торговая наценка минимальна, а на реализацию берутся товарные остатки поставщиков товаров, которые не были проданы в крупные федеральные сети”, — отмечает начальник аналитического отдела ЗАО “Инвестиционная компания ЛМС” Дмитрий Кумановский.
В силу такой специфики распределительные центры не так критичны, как для федеральных игроков, поскольку срочная реализация небольшой партии товара с неподходящими этикетками, просто выпущенного производителем по ошибке или в излишнем объеме, может проводиться прямо в ближайших магазинах, без необходимости поддерживать весь ассортимент, поясняет Дмитрий Кумановский.
В промышленно развитых странах, где есть высокая конкуренция и большие объемы производимых партий товаров, магазины, подобные сети “Верный”, довольно популярны у граждан с маленьким и средним доходом, выступая в качестве альтернативы продовольственным рынкам. Они выгодны и производителям, которые могут собственные маркетинговые ошибки исправлять через такие популярные каналы.
Но в России, из-за чрезмерной концентрации розничных сетей, особенно на Северо-Западе, крупные сети способны добиваться больших скидок от поставщиков, вынуждают производителей субсидировать промоакции и выпуск продукции под собственными торговыми марками.
Это все ограничивает объемы товаров, которые могли бы пойти в альтернативные федеральной рознице каналы, а также оттягивает поток покупателей из “жестких дискаунтеров”, где нет существенной ценовой разницы с товарами по промоакциям или собственными торговыми марками.